Deutsch Фонд Шуховская Башня

Новости:

10 Марта
19 Марта 2017 года исполняется 95 лет со дня окончания строительства Шуховской теле-радио башни в Москве.


28 Августа
28 августа 2016 года исполнилось 163 года со дня рождения выдающегося российского инженера, архитектора и ученого Владимира Шухова.


05 Июня
9 июня 2016 года исполняется 120 лет со дня создания первой Шуховской башни.


04 Июня
5 июня 2016 в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" открывается выставка 4-го ежегодного конкурса арт-объектов "Наследники В.Г. Шухова", который проводится в год 120-летия первой Шуховской башни.


14 Апреля
14 апреля 2016 президент фонда Шуховская Башня Владимир Шухов посетил созданный знаменитым французским архитектором Odile Deque Институт инноваций и креативных стратегий в архитектуре CONFLUENCE (Institute for Innovation and Creative Strategies in Architecture CONFLUENCE).


19 Марта
19 марта 2016 была представлена новая книга «Что придумал Шухов» ISBN: 978–5–9906870–6–6.


19 Марта
19 марта 2016 в день 94-летия со дня создания знаменитой Шуховской башни в Москве прошла международная пресс-конференция, посвященная нынешнему состоянию башни и ее дальнейшей судьбе.


Наши партнеры
Московский Дом Фотографии


Объединенная металлургическая компания


МУАР - музей архитектуры


Строительная компания Амстрой


Мышгород - город музеев


Усадебно промышленный комплекс


 

Успех новых экономических реформ в России и вероятность удвоения ВВП за пять-семь лет во многом зависит от создания в стране масштабного рынка долгосрочных финансовых обязательств (“длинных и дешёвых” денег), слабо зависящего от цен на экспортируемые сырьевые ресурсы. В развитых странах основой для такого рынка являются долгосрочные сбережения населения, вложенные не в банковские депозиты, а в полисы страхования жизни и пенсионного страхования.

Создание системы страхования жизни на основе долга государства по вкладам, обесцененным в 1992 году, и осуществление ежемесячных выплат пенсионерам по полисам страхования, оформленным в счет этого долга, позволят снять социальную напряженность в обществе. Долг будет выплачен по такой схеме с большой рассрочкой и не приведет к инфляции. Реальные суммарные пенсии могут быть существенно увеличены без ущерба для бюджета и с перспективой привлечения денег населения в экономику. В результате будет создан мощный инструмент рефинансирования ипотечных программ и долгосрочных инвестиций в экономику.

Неадекватная реакция россиян на логичный закон о монетизации льгот показала, насколько важно уже сейчас дать не сумевшей вписаться в рынок части населения предпенсионного и пенсионного возраста ощутить позитивный результат многолетних противоречивых реформ, ведущихся в России с 1986 года. Указ Ющенко «О неотложных мерах по обеспечению возврата утраченных (обесцененных) сбережений граждан» предусматривает, что утраченные или обесцененные вклады населения еще во времена существования СССР будут признаны государственным внутренним долгом Украины» (http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/530/48997/). Высокий уровень разрыва в доходах между обеспеченным слоем и основной массой населения России требует повышения жизненного уровня малоимущей части населения для обеспечения политической и социальной стабильности.

В случае принятия решения о компенсации вкладов 1992 года в виде полисов страхования жизни, рынок «длинных и дешевых» денег будет развиваться благодаря тому, что будет создан прецедент, вызывающий доверие значительной части населения. Развитие будет обеспечивать и тот факт, что вкладывать деньги в страхование жизни и пенсионное страхование потребителям выгодно лишь на срок не менее 5 лет, и не будет угрозы «бегства вкладчиков» (ощутимые потери для клиента при досрочном расторжении). Кроме того, данные долгосрочные финансовые услуги значительно увеличат реальный уровень защиты населения при несчастьях и уровень его обеспечения в старости, уменьшая социальную нагрузку на государственный бюджет. Специфика страхования жизни позволит легально «выводить на свет» теневые доходы населения, что имеет для России большое значение.

Известно, что именно сбережения населения, а не иностранный капитал является главным локомотивом экономик развитых стран. Инвестируемые сбережения населения в развитых странах значительно превышают ВВП (Япония — 245% ВВП, США — 300%, Франция — 135%). Иначе говоря, трансформация сбережений населения в источник внутренних инвестиций для России как минимум эквивалентна инвестиционным возможностям аномально высоких цен на нефть.

С середины 90-х годов на российском рынке страхования жизни эффективно работают западные страховые компании и брокеры: AIG, Si Save Invest и другие. Действуя в России, они выводят за рубеж многомиллионные суммы, которые при правильном законодательном и административном подходе могли работать на нашу экономику. И это – в условиях затруднённой возможности страхователей-россиян получить страховое возмещение у зарубежных компаний. Приведённый пример показывает, с одной стороны, потенциал рынка долгосрочных финансовых услуг России, с другой стороны – несостоятельность утверждений о «неготовности» россиян как потребителей долгосрочных финансовых услуг.

Ключевой вопрос – доверие населения к финансовой системе собственной страны. В 1992 году значительная часть населения современной России, сберегавшая деньги на свою безбедную старость, была одним росчерком пера обездолена. Поэтому источник инвестиционного недоверия населения к собственной стране лежит в оставшейся неурегулированной проблеме внутреннего долга Российской Федерации перед своими собственными гражданами.

Речь идёт о вкладах в Сбербанке, полисах Госстраха, облигациях внутреннего займа и некоторых других обязательствах государства, обесцененных в 1992 году. Этот долг до сих пор не переоформлен (выплата нищенских компенсаций ничего не меняет в моральном отношении). Долг 1992 года не имеет ясной и справедливой методологии оценки: по различным источникам его размер колеблется от 345,54 миллиардов до нескольких триллионов рублей.

Нынешняя форма государственного управления в России была установлена не путём насильственного изменения государственного строя, что могло бы считаться форс-мажорным обстоятельством, а легитимно. Российское государство признало себя законным преемником СССР, включая его долговые обязательства. На этом фоне сохраняющийся прецедент права государства, отказывающегося хотя бы правильно оценить и оформить свой долг перед собственным населением, был и остаётся главным источником недоверия населения к финансовой системе страны.

В рамках уже запущенного сценария, после вступления России в ВТО, систему страхования жизни и пенсионного страхования создадут иностранные финансовые институты. У них есть необходимые для этого технологии, финансы и сильные бренды, вызывающие доверие потребителей. Они способны быстро и технологично организовать систему оказания российским потребителям всего спектра современных финансовых услуг и захватить значительную долю финансового рынка России.

Альтернативный сценарий может быть осуществлён за счёт привлечения части средств стабилизационного фонда (СФ) для восстановления доверия населения к финансовым институтам страны, в первую очередь к банкам и страховым компаниям с участием государственного капитала. Российская Федерация должна произвести квалифицированную независимую оценку своего внутреннего долга перед кредиторами - гражданами РФ (и их наследников), являвшихся в 1992 году вкладчиками Сбербанка, держателями полисов Госстраха, облигаций государственного займа и других гособязательств. Из величины задолженности должны быть удержаны сделанные компенсационные выплаты.

Исходя из оценки своей задолженности, Российская Федерация заключает договор страхования жизни граждан-кредиторов РФ с выбранными ими лично компаниями. Список компаний готовится Правительством РФ и утверждается законодательными органами и Президентом одновременно с соответствующим Законом РФ. В список рекомендуемых страховых компаний должны войти только те компании, которые добровольно прошли соответствующую проверку Счетной палаты России. В отношении кредиторов РФ, уже достигших пенсионного возраста заключаются договора страховой пожизненной ренты, с единовременным взносом, равным величине задолженности РФ перед конкретным застрахованным. Страховая рента для этой возрастной категории кредиторов РФ является немедленной - с момента перечисления государством единовременного взноса страховая компания начинает выплачивать застрахованному лицу ренту в дополнение к его пенсии. Выплата ренты прекращается в случае смерти кредитора РФ.

Кредиторам РФ, не достигшим пенсионного возраста, предлагается на выбор два варианта:

  • вариант: накопительное страхование жизни (если здоровье кредитора РФ позволяет принять его на страхование) на срок достижения застрахованным пенсионного возраста, но не менее чем на 5 лет от начала уплаты страховых взносов. Взносы по договору уплачиваются государством в рассрочку, общая сумма взносов равна величине задолженности РФ перед конкретным застрахованным. При дожитии застрахованного до срока, установленного договором, он получает от страховой компании страховую выплату - всю сумму уплаченных страховых взносов, увеличенную на размер инвестиционного дохода. В случае его смерти до этого срока страховую выплату в полном размере получают его наследники (независимо от фактически уплаченных государством страховых взносов).
  • вариант: договор страхования жизни с выплатой пожизненной страховой ренты с момента достижения застрахованным пенсионного возраста, но не менее чем на 5 лет от начала уплаты страховых взносов. Взносы по договору уплачиваются государством в рассрочку, общая сумма взносов равна величине задолженности РФ перед конкретным застрахованным. При дожитии застрахованного лица до срока, установленного договором, страховая компания начинает выплачивать застрахованному лицу ренту в дополнение к его пенсии. Выплата ренты прекращается в случае смерти кредитора РФ. В случае смерти застрахованного до момента начала выплаты ренты его наследники получают всю сумму взносов.

Застрахованные лица - кредиторы РФ имеют право по своей инициативе увеличивать страховые суммы по договорам страхования, уплачивая страховщикам дополнительные страховые взносы. Также они имеют право по своей инициативе прервать договор страхования, получив от страховщика выкупную сумму.

Предложенный вариант использования части ресурсов Стабилизационного фонда (СФ) позволяет решить целый ряд важных задач:

  • Снижение социальной напряжённости. При этом постепенная, растянутая во времени выплата долга 1992 производится не в форме прямых выплат населению, а в форме оплаты в рассрочку договоров страхования жизни кредиторов РФ, что исключает инфляционные последствия.
  • Уплаченные государством за счёт СФ страховые взносы пойдут не на потребление, а на формирование страховых резервов, в свою очередь - инвестируемых страховщиками на рынке ценных бумаг, что объективно способствует его развитию. При этом важно, что основной объём формируемых страховщиками резервов (т.н. риски дожития) в соответствии с действующим законодательством не может быть размещён (перестрахован) за рубежом.
  • Возникнут необходимые условия для устранения главного тормоза привлечения сбережений населения в экономику - недоверия к государству как регулятору и участнику финансового рынка.
  • Выраженная экономия средств: размер уплаченных государством страховых взносов будет гораздо меньше размера оценённого внутреннего долга в силу естественной смертности застрахованных. Но при этом обязательства государства будут выполнены полностью - за счёт страховых компаний при страховой выплате наследникам кредитора РФ.
  • За счёт активного создания государством масштабного рынка страхования жизни и добровольного пенсионного страхования российскому рынку ценных бумаг будут предоставлены долгожданные «длинные и дешёвые» деньги. Будет создан мощный стимул для привлечения собственных средств населения в финансовую систему страны.
  • Отечественные финансовые институты получат реальную и масштабную преференцию перед вступлением в ВТО. У отечественных финансовых компаний снизятся риски, связанные с развитием бизнеса по страхованию жизни и добровольным пенсионным страхованием.
  • Создание и размещение значительных по масштабам страны резервов страхования жизни способствует бескризисному развитию экономики и благоприятно для рынка ценных бумаг. Фондовый рынок весьма подвержен конъюнктурным колебаниям, связанным как с фазами макроэкономического цикла, так и с действием других факторов. Страхование жизни как источник "длинных" денег сам по себе, за счет своего стабильного инвестиционного поведения, позволит поддерживать в национальной экономике способность к устойчивому экономическому росту независимо от циклических колебаний и цен на нефть.

PR-освещение перечисленных мероприятий будет способствовать восстановлению доверия населения к финансовым институтам страны и её руководству.

Государству выгодно признать долг перед пожилым поколением и расплатиться в рассрочку по предлагаемой схеме страхования жизни. Это сильный ход. Борьба с оппозиционерами и маргиналами, мечтающими о победе на очередных выборах по украинскому образцу или начинающими строиться в ровные шеренги, рассуждая об эффективности автомата Калашникова, обойдется значительно дороже, особенно в случае проигрыша и развития новых негативных событий в России.

В случае реализации предложенного проекта огромные ресурсы смогут работать в реальном секторе экономики, ускоряя удвоение ВВП. Это снизит вероятность развития негативных социальных событий в России, поможет восстановить доверие населения к финансовой системе государства, приведет к росту авторитета институтов власти.




Андрей Рагозин
кандидат наук,
директор департамента развития страхования жизни
ОАО «Государственная страховая компания «ЮГОРИЯ»
ragozin@yugoria.ru

Сергей Арсеньев,
начальник управления маркетинговых технологий и развития
ОАО «Государственная страховая компания «ЮГОРИЯ»,
вице-президент фонда
"Шуховская башня"
info@shukhov.ru


31.01.2005

 
© 2017. Шуховская Башня.